Кружок "Экологическая мозаика"

Воспитатель первой квалификационной категории Антонова Татьяна Александровна.
Воспитатель первой квалификационной категории
Антонова Татьяна Александровна

Программа занятий

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Экологическая мозаика»

Руководитель программы

Воспитатель первой квалификационной категории – Сараева Наталья Юрьевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №112»

г.о. Саранск

Адрес организации

Исполнителя

г. Саранск ул. Володарского 37

Цель программы

Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе

Направленность программы

Познавательно-творческая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная  

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • Знать:  нормы поведения по отношению к природе;
  • Уметь: наблюдать за природными объектами и явлениями;
  • Владеть: навыками рационального природопользования в повседневной жизни.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы: познавательнотворческая.

2. Новизна программы.

Долгое время воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

3. Актуальность программы. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычные сведения о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывают панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свои огороды большим количеством ядохимикатов, создаем свалки рядом с домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.

4. Отличительные особенности программы.

Предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, используются продуктивные виды деятельности: экспериментирование, ручной труд, моделирование; цифровые образовательные ресурсы: виртуальные экскурсии, фотографии, видео- и аудиозаписи. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле познавательно-творческая деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

6. Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

7. Задачи программы.

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Принцип нормативности

-Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО

Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.

Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы , творческих способностей, потребностей.

Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.

Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

8. Возраст детей.

Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

9. Срок реализации дополнительной образовательной  программы: 1 учебный  год.

10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) – 10 часов 40 минут;

- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

  • интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • 12. Форма подведения итогов – итоговое открытое занятие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего

теория

Практика

кол-во занятий

мин.

1

Ознакомительное занятие. «Что такое природа?»

1

20 мин

5 мин

15 мин

2

Живая и неживая природа

1

20 мин

5 мин

15 мин   

3

Грибы

1

20 мин

5 мин

15 мин

4

Деревья осенью

1

20 мин

5 мин

15 мин

5

Перелетные птицы

1

20 мин

5 мин

15 мин

6

Синичкин день.

1

20 мин

5 мин

15 мин

7

Зимующие птицы

1

20 мин

5 мин

15 мин

8

Подготовка диких зверей к зиме

1

20 мин

5 мин

15 мин

9

Секреты заячьих ушек

1

20 мин

5 мин

15 мин

10

Исследовательская работа. Воздух в почве.

1

20 мин

5 мин

15 мин

11

Красота живой ели и наряженной искусственной елки

1

20 мин

5 мин

15 мин

12

Вода вокруг нас

1

20 мин

5 мин

15 мин

13

Эта волшебница вода

1

20 мин

5 мин

15 мин

14

Ходит капелька по кругу

1

20 мин

5 мин

15 мин

15

Что растет в воде

1

20 мин

5 мин

15 мин

16

Кто живет в реке

1

20 мин

5 мин

15 мин

17

Обитатели морей и океанов

1

20 мин

5 мин

15 мин

18

Лягушка

1

20 мин

5 мин

15 мин

19

Жизнь без воды

1

20 мин

5 мин

15 мин

20

Я и река

1

 20 мин

5 мин

15 мин

21

Прогулка в зоопарк (виртуальная)

1

20 мин

5 мин

15 мин

22

Посадка семян для клумбы

1

20 мин

5 мин

15 мин

23

Ознакомление с комнатными растениями

1

20 мин

5 мин

15 мин

24

Перелетные птицы

1

20 мин

5 мин

15 мин

25

Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы.

1

20 мин

5 мин

15 мин

26

Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки.

1

20 мин

5 мин

15 мин

27

Полевые цветы и травы

1

20 мин

5 мин

15 мин

28

Деревья и кустарники

1

20 мин

5 мин

15 мин

29

Дикие животные весной

1

20 мин

5 мин

15 мин

30

По страницам «Красной книги»

1

20 мин

5 мин

15 мин

31

Итоговое занятие

1

20 мин

5 мин

15 мин

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie