Кружок "Экологическая мозаика"
Программа занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная образовательная программа «Экологическая мозаика» |
Руководитель программы |
Воспитатель первой квалификационной категории – Сараева Наталья Юрьевна |
Организация-исполнитель |
МАДОУ «Детский сад №112» г.о. Саранск |
Адрес организации Исполнителя |
г. Саранск ул. Володарского 37 |
Цель программы |
Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе |
Направленность программы |
Познавательно-творческая |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы: познавательно – творческая.
2. Новизна программы.
Долгое время воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.
3. Актуальность программы. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычные сведения о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывают панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свои огороды большим количеством ядохимикатов, создаем свалки рядом с домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.
4. Отличительные особенности программы.
Предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, используются продуктивные виды деятельности: экспериментирование, ручной труд, моделирование; цифровые образовательные ресурсы: виртуальные экскурсии, фотографии, видео- и аудиозаписи. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле познавательно-творческая деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
6. Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
7. Задачи программы.
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Принцип нормативности
-Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО
Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы , творческих способностей, потребностей.
Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
8. Возраст детей.
Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) – 10 часов 40 минут;
- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- 12. Форма подведения итогов – итоговое открытое занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
Всего |
теория |
Практика |
|||
кол-во занятий |
мин. |
||||
1 |
Ознакомительное занятие. «Что такое природа?» |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
2 |
Живая и неживая природа |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
3 |
Грибы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
4 |
Деревья осенью |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
5 |
Перелетные птицы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
6 |
Синичкин день. |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
7 |
Зимующие птицы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
8 |
Подготовка диких зверей к зиме |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
9 |
Секреты заячьих ушек |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
10 |
Исследовательская работа. Воздух в почве. |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
11 |
Красота живой ели и наряженной искусственной елки |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
12 |
Вода вокруг нас |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
13 |
Эта волшебница вода |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
14 |
Ходит капелька по кругу |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
15 |
Что растет в воде |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
16 |
Кто живет в реке |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
17 |
Обитатели морей и океанов |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
18 |
Лягушка |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
19 |
Жизнь без воды |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
20 |
Я и река |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
21 |
Прогулка в зоопарк (виртуальная) |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
22 |
Посадка семян для клумбы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
23 |
Ознакомление с комнатными растениями |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
24 |
Перелетные птицы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
25 |
Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы. |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
26 |
Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки. |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
27 |
Полевые цветы и травы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
28 |
Деревья и кустарники |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
29 |
Дикие животные весной |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
30 |
По страницам «Красной книги» |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
31 |
Итоговое занятие |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника