Кружок "Юный экспериментатор"

Воспитатель первой квалификационной категории Бумагина Елена Владимировна.
Воспитатель первой квалификационной категории
Бумагина Елена Владимировна

Программа занятий

ПАСПОРТ ГРУППЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Юный экспериментатор»

(далее- Программа)

Руководитель программы

Воспитатель Лисакова Наталья Викторовна

Организация - исполнитель

МАДОУ «Детский сад №112» г.о. Саранск

Адрес организации исполнителя

г. Саранск, ул. Володарского д.37

Цель программы

формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Направленность программы

Естественно-научной направленности

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:

знать: виды экспериментальной деятельности;

уметь: проявляет  инициативу    и    самостоятельность    в    разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

владеть: ребенок обладает развитиям воображением ,которое реализуется в разных видах деятельности. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать.

1.   Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1. Направленность программы: естественно - научной направленности.

2. Новизна программы в том, что детское экспериментирование является эффективным средством развития важных качеств ребенка. Таких как творческая активность» самостоятельность, самореализация и так далее. Эти качества способствуют успешному обучению ребенка в школе.

3. Актуальность программы заключается в том. что детское

экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом

изобретательность и оригинальность.

4. Отличительные особенности программы. Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

5. Педагогическая целесообразность программы. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников.

6. Цель программы: является формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

7. Задачи программы.

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявить зависимости.

2.   Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах
и их свойствах.

1.  Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать  активность  детей  для  разрешения  проблемной
ситуации.

5.  Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

8. Возраст детей - 4-5  лет

9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год

10. Форма детского образовательного объединения: кружок

Режим организации занятий: общее кол-во в учебный год (октябрь-май)- 34 часа.

Занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 25 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:

знать: виды экспериментальной деятельности;

уметь: проявляет  инициативу    и    самостоятельность    в    разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

владеть: ребенок обладает развитиям воображением ,которое реализуется в разных видах деятельности. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать.

12. Форма проведения итогов: открытое занятие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Кол-во

занятий

мин

1

Путешествие с капелькой

1

25 мин

10 мин

15 мин

2

Вода прозрачная может менять цвет

1

25 мин

10 мин

15 мин

3

Значение воды в жизни растений

1

25 мин

10 мин

15 мин

4

Игра «Водяной» у нас в гостях

1

25 мин

10 мин

15 мин

5

Ветер, ветер, ветерок

1

25 мин

10 мин

15 мин

6

Поиск воздуха

1

25 мин

10 мин

15 мин

7

Летающие семена

1

25 мин

10 мин

15 мин

8

Песочная страна

1

25 мин

10 мин

15 мин

9

В гостях у Карандаша

1

25 мин

10 мин

15 мин

10

Плавающие, тонущие предметы

1

25 мин

10 мин

15 мин

11

Плавающее перо

1

25 мин

10 мин

15 мин

12

Мех. Зачем зайчику другая шубка.

1

25 мин

10 мин

15 мин

13

Песок. Глина

1

25 мин

10 мин

15 мин

14

Волшебная рукавичка

1

25 мин

10 мин

15 мин

15

Предметы из метала

1

25 мин

10 мин

15 мин

16

Действие магнита на металл

1

25 мин

10 мин

15 мин

17

Льдинка и снежинка

1

25 мин

10 мин

15 мин

18

Вода, лёд, снег

1

25 мин

10 мин

15 мин

19

Как снег становится водой

1

25 мин

10 мин

15 мин

20

Волшебная кисточка

1

25 мин

10 мин

15 мин

21

С водой и без воды

1

25 мин

10 мин

15 мин

22

Путешествие в мир стеклянных вещей

1

25 мин

10 мин

15 мин

23

Как достать скрепку из воды

1

25 мин

10 мин

15 мин

24

Почему растаяла Снегурочка?

1

25 мин

10 мин

15 мин

25

Освобождение бусинок из ледяного плена

1

25 мин

10 мин

15 мин

26

Тёплая капелька

1

25 мин

10 мин

15 мин

27

Стекло его качество и свойства

1

25 мин

10 мин

15 мин

28

Чудеса растений

1

25 мин

10 мин

15 мин

29

Почва. Песок. Глина. Камни.

1

25 мин

10 мин

15 мин

30

Солнечные зайчики

1

25 мин

10 мин

15 мин

31

Растениям теплую водичку

1

25 мин

10 мин

15 мин

32

Зачем растения вертятся?

1

25 мин

10 мин

15 мин

33

Поймаем солнечного зайчика

1

25 мин

10 мин

15 мин

34

В мире пластмассы

1

25 мин

10 мин

15 мин

Итого:

34

850

340

510

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Юный экспериментатор»

Тема занятия

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Путешествие с капелькой

 

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Вола прозрачная; но может менять

Определять свойства воды. Вода
прозрачная, но может менять цвет.
Вода может нагреваться и нагревать
другие предметы

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Значение воды в жизни растений

Развивать познавательную
активность детей в процессе
формирования представлений о
водоеме, его обитателях; развивать
творческое воображение и
коммуникативность в процессе проведения игры

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Игра «Водяной» у нас в гостях

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами И ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Ветер, ветер, ветерок

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами И ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Поиск воздуха

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами И ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об Объекте неживой природы

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

В гостях у Карандаша

Уточнить и обобщить знания о С зойствах дерева и металла,

воспитывать бережное отпогаение к
предметам. Пополнять словарь
детой (шероховатый, хрупкое
плавится)

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Плавающие, тонущие предметы

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Плавающее перо

Дать представления о предметах. плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать до признаку:  тонет, плавает

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Мех. Зачем зайчику другая шубка.

Выявить зависимость изменений в жизни  животных от изменений в

неживой природе.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Песок. Глина

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость): выявит прочему песок и глина по-разному впитывают воду

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Металл

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Предметы из метала

Расширять логический и

естественно научный опыт детей.

связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов

притягивать железо.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Действие магнита на металл

Расширять логический и

естественно научный опыт детей.

связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов

притягивать железо

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Льдинка и снежинка

Формировать исследовательские

умения сбора информации об
оъектах неживой природы: снег и
лед, сходство и различие. Развивать
познавательный интерес к объектам
неживой природы на основе
сравнения анализа.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Вода, лёд, снег

Формировать исследовательские

умения сбора информации об
оъектах неживой природы: снег и
лед, сходство и различие. Развивать
познавательный интерес к объектам
неживой природы на основе
сравнения анализа.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Как снег становится водой

Формировать исследовательские

умения сбора информации об
оъектах неживой природы: снег и
лед, сходство и различие. Развивать
познавательный интерес к объектам
неживой природы на основе
сравнения анализа.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на

светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней  среды необходимые для роста и   развития растений (вода, свет,

тепло)

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовлен и я. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Как достать скрепку из воды

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Почему растаяла Снегурочка?

Расширять представления детей о свойствах воды'? снега, льда. Учить устанавливать элементарные  причитаю -| следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Освобождение бусинок из ледяного плена

Создавать условия

представлений детей о свойствах льда- тает в тепле; развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Тёплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Стекло его качество и свойства

Узнавать предметы, сделанные из ссекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость)

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Чудеса растений

Дать  теоретические, практические умения. и навыки но вегетативному размножению растений (черенками)  закреплять навыки ухода за :  комнатными растениями.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Почва. Песок. Глина. Камни.

Расширить представление детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Солнечные зайчики

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Растениям теплую водичку

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Зачем растения вертятся?

Показать детям, что для роста растениям необходим свет

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Поймаем солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы .

Беседа, практическое лабораторное занятие

групповая

Методическое обеспечение программы

  1. Форма занятий планируемых по каждой теме или разделу: групповая
  2. Приемы и методы организации:

– объяснительно- иллюстративные схемы;

- практические (проведения опыта);

- гностические ( организация мыслительных операций- проблемно-поисковые, проблемные ситуации);

- методы исследования (проблемный анализ);

- эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);

- познавательные (выполнение экспериментальных пытов);

- социальные (создание ситуации взаимопомощи).

3. Дидактический материал: наборы экспериментальной лаборатории.

4. Техническое оснащение занятий: ноутбук, микроскоп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.  Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Веракса
Н. В., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г, П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство - Пресс», С-П,
2011г

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство - Пресс», С-П, 2011 г.

4. Дыбила О.В., Рахманова И.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты

и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера.» - Москва, 2002 г,

5.    Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших
дошкольнииков через экспериментальную деятельность,«Детство -
Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М,: Карапуз, 2005 г.

7.  Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой,
Москва; Педагогическое общество России, 2005г.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie