Кружок "Юный экспериментатор"
Программа занятий
ПАСПОРТ ГРУППЫ
Наименование программы |
Дополнительная образовательная программа «Юный экспериментатор» (далее- Программа) |
Руководитель программы |
Воспитатель Лисакова Наталья Викторовна |
Организация - исполнитель |
МАДОУ «Детский сад №112» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя |
г. Саранск, ул. Володарского д.37 |
Цель программы |
формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность. |
Направленность программы |
Естественно-научной направленности |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления: знать: виды экспериментальной деятельности; уметь: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; владеть: ребенок обладает развитиям воображением ,которое реализуется в разных видах деятельности. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать. |
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1. Направленность программы: естественно - научной направленности.
2. Новизна программы в том, что детское экспериментирование является эффективным средством развития важных качеств ребенка. Таких как творческая активность» самостоятельность, самореализация и так далее. Эти качества способствуют успешному обучению ребенка в школе.
3. Актуальность программы заключается в том. что детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом
изобретательность и оригинальность.
4. Отличительные особенности программы. Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
5. Педагогическая целесообразность программы. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников.
6. Цель программы: является формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
7. Задачи программы.
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявить зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах
и их свойствах.
1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной
ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
8. Возраст детей - 4-5 лет
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год
10. Форма детского образовательного объединения: кружок
Режим организации занятий: общее кол-во в учебный год (октябрь-май)- 34 часа.
Занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 25 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
знать: виды экспериментальной деятельности;
уметь: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
владеть: ребенок обладает развитиям воображением ,которое реализуется в разных видах деятельности. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать.
12. Форма проведения итогов: открытое занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
Кол-во занятий |
мин |
||||
1 |
Путешествие с капелькой |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
2 |
Вода прозрачная может менять цвет |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
3 |
Значение воды в жизни растений |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
4 |
Игра «Водяной» у нас в гостях |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
5 |
Ветер, ветер, ветерок |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
6 |
Поиск воздуха |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
7 |
Летающие семена |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
8 |
Песочная страна |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
9 |
В гостях у Карандаша |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
10 |
Плавающие, тонущие предметы |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
11 |
Плавающее перо |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
12 |
Мех. Зачем зайчику другая шубка. |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
13 |
Песок. Глина |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
14 |
Волшебная рукавичка |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
15 |
Предметы из метала |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
16 |
Действие магнита на металл |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
17 |
Льдинка и снежинка |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
18 |
Вода, лёд, снег |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
19 |
Как снег становится водой |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
20 |
Волшебная кисточка |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
21 |
С водой и без воды |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
22 |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
23 |
Как достать скрепку из воды |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
24 |
Почему растаяла Снегурочка? |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
25 |
Освобождение бусинок из ледяного плена |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
26 |
Тёплая капелька |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
27 |
Стекло его качество и свойства |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
28 |
Чудеса растений |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
29 |
Почва. Песок. Глина. Камни. |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
30 |
Солнечные зайчики |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
31 |
Растениям теплую водичку |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
32 |
Зачем растения вертятся? |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
33 |
Поймаем солнечного зайчика |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
34 |
В мире пластмассы |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
Итого: |
34 |
850 |
340 |
510 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Юный экспериментатор»
Тема занятия |
Содержание |
Методы обучения |
Формы работы |
Путешествие с капелькой |
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Вола прозрачная; но может менять |
Определять свойства воды. Вода |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
|
Развивать познавательную |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Игра «Водяной» у нас в гостях |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами И ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Ветер, ветер, ветерок |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами И ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Поиск воздуха |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами И ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Летающие семена |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Песочная страна |
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об Объекте неживой природы |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
В гостях у Карандаша |
Уточнить и обобщить знания о С зойствах дерева и металла, воспитывать бережное отпогаение к |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Плавающие, тонущие предметы |
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Плавающее перо |
Дать представления о предметах. плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать до признаку: тонет, плавает |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Мех. Зачем зайчику другая шубка. |
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Песок. Глина |
Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость): выявит прочему песок и глина по-разному впитывают воду |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Металл |
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Предметы из метала |
Расширять логический и естественно научный опыт детей. связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Действие магнита на металл |
Расширять логический и естественно научный опыт детей. связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Льдинка и снежинка |
Формировать исследовательские умения сбора информации об |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Вода, лёд, снег |
Формировать исследовательские умения сбора информации об |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Как снег становится водой |
Формировать исследовательские умения сбора информации об |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Волшебная кисточка |
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
С водой и без воды |
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовлен и я. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Как достать скрепку из воды |
Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Почему растаяла Снегурочка? |
Расширять представления детей о свойствах воды'? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причитаю -| следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Освобождение бусинок из ледяного плена |
Создавать условия представлений детей о свойствах льда- тает в тепле; развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Тёплая капелька |
Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Стекло его качество и свойства |
Узнавать предметы, сделанные из ссекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость) |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Чудеса растений |
Дать теоретические, практические умения. и навыки но вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за : комнатными растениями. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Почва. Песок. Глина. Камни. |
Расширить представление детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Солнечные зайчики |
Формировать представления о свойствах солнечных лучей |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Растениям теплую водичку |
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Зачем растения вертятся? |
Показать детям, что для роста растениям необходим свет |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Поймаем солнечного зайчика |
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
В мире пластмассы |
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы . |
Беседа, практическое лабораторное занятие |
групповая |
Методическое обеспечение программы
- Форма занятий планируемых по каждой теме или разделу: групповая
- Приемы и методы организации:
– объяснительно- иллюстративные схемы;
- практические (проведения опыта);
- гностические ( организация мыслительных операций- проблемно-поисковые, проблемные ситуации);
- методы исследования (проблемный анализ);
- эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);
- познавательные (выполнение экспериментальных пытов);
- социальные (создание ситуации взаимопомощи).
3. Дидактический материал: наборы экспериментальной лаборатории.
4. Техническое оснащение занятий: ноутбук, микроскоп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Веракса
Н. В., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г, П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство - Пресс», С-П,
2011г
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство - Пресс», С-П, 2011 г.
4. Дыбила О.В., Рахманова И.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты
и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера.» - Москва, 2002 г,
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших
дошкольнииков через экспериментальную деятельность,«Детство -
Пресс», С-П, 2013 г.
6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М,: Карапуз, 2005 г.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой,
Москва; Педагогическое общество России, 2005г.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника