Кружок "Смышленыш"

Воспитатель высшей категории Суворова Елена Ивановна.
Воспитатель высшей категории
Суворова Елена Ивановна

Программа занятий

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Смышлёныш»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель высшей квалификационной категории - Суворова Елена Ивановна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №112»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Володарского д. 37

Цель программы

развитие логического мышления у детей 5-6 лет в процессе развивающих игр, решения проблемных задач, моделирования.

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • Знать: части суток, времена года, месяцы, дни недели.
  • Уметь: анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;

сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, выделять в них самое существенное, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

произвольно и целенаправленно запоминать;

рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

определять пространственное расположение объектов,  пользоваться схемой, планом.

  • Владеть:  приемами моделирования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная.

Дополнительная образовательная программа «Смышленыш» опирается на программу Колесниковой Е. В. «Математические ступеньки», на пособие Тихомировой Л. Ф. Уроки на каждый день: Логика для дошкольников.  В программе учитываются возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста. Она дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

2. Новизна программы: введение игр по составлению плоскостных  фигур-силуэтов из геометрических фигур и счетных палочек, словесных игр.

3. Актуальность программы.

Достаточно часто готовность ребенка к школе определяется только лишь имеющимся у него объемом необходимых навыков и знаний. По мнению многих, каждый выпускник ДОУ должен хорошо читать, пересказывать, считать и писать без ошибок. Однако, согласно ФГОС дошкольного образования, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать, считать, писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить: уверенность в собственных силах, любознательность, способность к волевым усилиям, самостоятельность, инициативность, готовность отвечать за свои поступки, доброжелательность, уважительное отношение к семье и социуму.

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать «в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.   

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

4. Отличительные особенности программы: были введены игры на составление плоскостных  фигур-силуэтов из геометрических фигур и счетных палочек, головоломки-лабиринты, словесные игры.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации работы: в ходе занимательной деятельности используется игрушка-посредник, занятия проводятся эмоционально, задания периодически повторяются, но с небольшим усложнением; в качестве динамической паузы проводятся пальчиковые игры либо игры-манипуляции с различными массажерами (Су Джок ).

Внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

  • Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
  • Принцип занимательности. Занятия построены таким образом, чтобы максимально заинтересовать детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.
  • Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе работы задач    которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка - игры.
  • Принцип личностно-ориентированного общения основан на гуманистических принципах подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития и учитывает особенности психического развития ребенка.

6. Цель программы: развитие логического мышления у детей 5-6 лет в процессе развивающих игр, решения проблемных задач, моделирования.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи: способствовать формированию представлений дошкольников о времени; умению оперировать на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию сосредоточенности, усидчивости, уверенности в собственных силах, любознательности, способности к волевым усилиям, самостоятельности, инициативности.

Развивающие задачи: способствовать развитию способности к ассоциативному и к творческому мышлению, произвольному вниманию, памяти, пространственных представлений.

8. Возраст детей:  4-5 лет

9. Срок реализации дополнительной образовательной  программы:  

1 учебный  год.

10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее количество часов в учебный год (октябрь-май) - 13 часов 20 минут;

- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:

знать: части суток, времена года, месяцы, дни недели.

уметь: анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;

сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, выделять в них самое существенное, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

произвольно и целенаправленно запоминать;

рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

определять пространственное расположение объектов,  пользоваться схемой, планом.

владеть: приемами моделирования.

12. Форма подведения итогов:

- диагностика личностного роста;

- выполнение творческих заданий, тестов;

- приключенческие поисковые игры с использованием плана местности;

- интеллектуальные викторины;

- участие в интеллектуальных конкурсах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика

1

20 мин

5 мин

15 мин

2

Свойства:

цвет

1

20 мин

5 мин

15 мин

3

Свойства:

форма

1

20 мин

5 мин

15 мин

4

Свойства:

размер

1

20 мин

5 мин

15 мин

5

Сравнение предметов

1

20 мин

5 мин

15 мин

6

Сравнение предметов по двум признакам

1

20 мин

5 мин

15 мин

7

Сравнение предметов по трем признакам

1

20 мин

5 мин

15 мин

8

Сравнение предметов по трём признакам

1

20 мин

5 мин

15 мин

9

Обобщение

1

20 мин

5 мин

15 мин

10

Обобщение

1

20 мин

5 мин

15 мин

11

Классификация

1

20 мин

5 мин

15 мин

12

Классификация

1

20 мин

5 мин

15 мин

13

Отрицание

1

20 мин

5 мин

15 мин

14

Утверждение

и отрицание

1

20 мин

5 мин

15 мин

15

Сочетание признаков

1

20 мин

5 мин

15 мин

16

Сходство и различие

1

20 мин

5 мин

15 мин

17

Сопоставление

и вывод

1

20 мин

5 мин

15 мин

18

Сопоставление

и выбор

1

20 мин

5 мин

15 мин

19

Последовательность

1

20 мин

5 мин

15 мин

20

Последовательность

1

20 мин

5 мин

15 мин

21

Анализ

1

20 мин

5 мин

15 мин

22

Анализ

1

20 мин

5 мин

15 мин

23

Синтез

1

20 мин

5 мин

15 мин

24

Синтез.

1

20 мин

5 мин

15 мин

25

Определение понятий

1

20 мин

5 мин

15 мин

26

Комбинаторика

1

20 мин

5 мин

15 мин

27

Комбинаторика

1

20 мин

5 мин

15 мин

28

Деление на группы

1

20 мин

5 мин

15 мин

29

Нахождение сходства

1

20 мин

5 мин

15 мин

30

Нахождение различия

1

20 мин

5 мин

15 мин

31

Закрепление

1

20 мин

5 мин

15 мин

32

Диагностика

1

20 мин

5 мин

15 мин

Итого

32

11 часов

2 час 15 мин

8 час 45 мин

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie