Кружок "Смышленыш"
Программа занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная образовательная программа «Смышлёныш» (далее - Программа) |
Руководитель программы |
Воспитатель высшей квалификационной категории - Суворова Елена Ивановна |
Организация-исполнитель |
МАДОУ «Детский сад №112» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя |
г. Саранск ул. Володарского д. 37 |
Цель программы |
развитие логического мышления у детей 5-6 лет в процессе развивающих игр, решения проблемных задач, моделирования. |
Направленность программы |
Познавательная |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, выделять в них самое существенное, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей; произвольно и целенаправленно запоминать; рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; определять пространственное расположение объектов, пользоваться схемой, планом.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная.
Дополнительная образовательная программа «Смышленыш» опирается на программу Колесниковой Е. В. «Математические ступеньки», на пособие Тихомировой Л. Ф. Уроки на каждый день: Логика для дошкольников. В программе учитываются возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста. Она дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
2. Новизна программы: введение игр по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур и счетных палочек, словесных игр.
3. Актуальность программы.
Достаточно часто готовность ребенка к школе определяется только лишь имеющимся у него объемом необходимых навыков и знаний. По мнению многих, каждый выпускник ДОУ должен хорошо читать, пересказывать, считать и писать без ошибок. Однако, согласно ФГОС дошкольного образования, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать, считать, писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить: уверенность в собственных силах, любознательность, способность к волевым усилиям, самостоятельность, инициативность, готовность отвечать за свои поступки, доброжелательность, уважительное отношение к семье и социуму.
На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать «в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
4. Отличительные особенности программы: были введены игры на составление плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур и счетных палочек, головоломки-лабиринты, словесные игры.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации работы: в ходе занимательной деятельности используется игрушка-посредник, занятия проводятся эмоционально, задания периодически повторяются, но с небольшим усложнением; в качестве динамической паузы проводятся пальчиковые игры либо игры-манипуляции с различными массажерами (Су Джок ).
Внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
- Принцип занимательности. Занятия построены таким образом, чтобы максимально заинтересовать детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.
- Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе работы задач которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка - игры.
- Принцип личностно-ориентированного общения основан на гуманистических принципах подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития и учитывает особенности психического развития ребенка.
6. Цель программы: развитие логического мышления у детей 5-6 лет в процессе развивающих игр, решения проблемных задач, моделирования.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи: способствовать формированию представлений дошкольников о времени; умению оперировать на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию сосредоточенности, усидчивости, уверенности в собственных силах, любознательности, способности к волевым усилиям, самостоятельности, инициативности.
Развивающие задачи: способствовать развитию способности к ассоциативному и к творческому мышлению, произвольному вниманию, памяти, пространственных представлений.
8. Возраст детей: 4-5 лет
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы:
1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее количество часов в учебный год (октябрь-май) - 13 часов 20 минут;
- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
знать: части суток, времена года, месяцы, дни недели.
уметь: анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, выделять в них самое существенное, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
произвольно и целенаправленно запоминать;
рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
определять пространственное расположение объектов, пользоваться схемой, планом.
владеть: приемами моделирования.
12. Форма подведения итогов:
- диагностика личностного роста;
- выполнение творческих заданий, тестов;
- приключенческие поисковые игры с использованием плана местности;
- интеллектуальные викторины;
- участие в интеллектуальных конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
кол-во занятий |
мин. |
||||
1 |
Диагностика |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
2 |
Свойства: цвет |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
3 |
Свойства: форма |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
4 |
Свойства: размер |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
5 |
Сравнение предметов |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
6 |
Сравнение предметов по двум признакам |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
7 |
Сравнение предметов по трем признакам |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
8 |
Сравнение предметов по трём признакам |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
9 |
Обобщение |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
10 |
Обобщение |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
11 |
Классификация |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
12 |
Классификация |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
13 |
Отрицание |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
14 |
Утверждение и отрицание |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
15 |
Сочетание признаков |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
16 |
Сходство и различие |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
17 |
Сопоставление и вывод |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
18 |
Сопоставление и выбор |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
19 |
Последовательность |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
20 |
Последовательность |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
21 |
Анализ |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
22 |
Анализ |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
23 |
Синтез |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
24 |
Синтез. |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
25 |
Определение понятий |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
26 |
Комбинаторика |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
27 |
Комбинаторика |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
28 |
Деление на группы |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
29 |
Нахождение сходства |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
30 |
Нахождение различия |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
31 |
Закрепление |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
32 |
Диагностика |
1 |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Итого |
32 |
11 часов |
2 час 15 мин |
8 час 45 мин |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника